Кабельное ТВ: по стопам сотовых операторов?

В московских кругах кабельного телевидения совершены сразу две крупные сделки, одна из которых имеет отношение и к Петербургу. 25% "Национальных кабельных сетей", которым принадлежит "Санкт-Петербургское кабельное телевидение", выкупил иностранный инвестор (Delta Private Equity Partners). Москвичи надеются на рост рынка, сопоставимый с ростом числа сотовых абонентов, в Петербурге оптимизма меньше.

    Телекомпания "Санкт-петербургское кабельное телевидение" ("ТКТ") уже начала предоставлять абонентам новый продукт - пакет телеканалов в цифровом формате под брендом "Твое ТВ". Масштаб коммерческого успеха как нового проекта, так и кабельного телевидения вообще - вопрос непростой.
    В одном из интервью гендиректор "НКС" Сергей Калугин выразил надежду, что через 2-3 года платным телевидением будет пользоваться 15-20% населения городов, в которых есть новые кабельные сети. Сегодня, по некоторым данным, аудитория платного ТВ в России сопоставима с 1% от общего числа зрителей.
    По словам генерального директора "ТКТ" Виктора Пинчука, кабельное ТВ не является высокодоходным и "быстрым" бизнесом (окупаемость около 7-10 лет) и может привлекать только стратегического инвестора. О разговорах про грядущий инвестиционный бум Артем Яковлев, заместитель генерального директора КТВ "Каравелла" (Васильевский остров) отзывается еще более скептически: "Для крупных инвесторов коммерческая кабельная сеть даже в 20-30 тысяч абонентов - а именно столько примерно и могут предъявить в большинстве своем операторы - вряд ли представляет интерес". Тем не менее, соглашаются участники рынка, интерес к рынку не ослабевает, хотя говорить о небывалой динамике роста абонентской базы не приходится.
    По данным комитета по информатизации и связи, сегодня в городе зарегистрирован 31 оператор кабельного ТВ. Как полагают участники рынка, в большинстве своем рынок кабельного телевидения в Петербурге перешел в стадию экстенсивного развития. Многие компании, хотя и обзавелись разрешениями на строительство сетей в нескольких районах, а то и по всему городу (помимо "ТКТ" это "Связьмонтаж", "КТВ Аврора", "Катрина" (за исключением пригородов) и "Рико-ТВ"), не спешат с крупными территориальными захватами.
    В большинстве своем операторы заняты модернизацией уже построенных сетей с целью расширения перечня услуг (например, предоставление скоростного Интернета, создание систем интерактивного ТВ, видеонаблюдения для охраны). Наиболее доходным считается доступ в Интернет, хотя оптимизма двухлетней давности, когда операторы начали активно вкладывать средства в развитие именно этого направления, поубавилось. "Думаю, мои коллеги не будут спорить, - говорит генеральный директор "КТВ Аврора" Юрий Осипов, - наши ожидания, что количество подключившихся к Интернету через кабельные сети составит 4-5% от общей абонентской базы, не оправдались. Сегодня это пока примерно 1,5%. Конкурентная борьба между альтернативными поставщиками Интернета очень высока. Что же касается совокупного дохода питерских операторов, то я думаю, что это не более 20% от общероссийского, тогда как около 60% приходится на Москву".
    Абсолютные показатели своих доходов операторы не раскрывают; по экспертным оценкам, в прошлом году доходы кабельного телевидения по стране составил более $120 млн. (для сравнения: доход американского Time Warner от кабельного телевидения только за первое полугодие 2004 года составил $817 млн.).
    Впервые конкуренция на кабельном рынке ТВ Петербурга была "подстегнута" 3,5 года назад, когда Минсвязи РФ поставил точку на практике городской администрации, разрешавшей ставить на один участок только одного оператора. Все же в основном конкуренция до сих пор носит "пограничный" характер - особенно в новостройках: так, в Приморском районе территорию охвата компании "Телеплюс" с одной стороны подпирает "КТВ Аврора", с другой - "Интеграл Сервис". О повальном создании параллельных сетей пока не слышно, хотя на некоторых участках уже сидят по два оператора. Например, в Калининском "Телекс" потеснил несколько лет назад "П.А.К.Т", а в Московском тот же "ТКТ" сел на территорию, освоенную с середины 90-х годов телекомпанией "Онега" (более 5 тыс. абонентов). По словам гендиректора "Онеги" Михаила Иоффе, эта "подсидка" сначала разозлила, но потом подтолкнула к поиску инвестора (найденному) для реконструкции собственной сети. По мнению экспертов, в ближайшее время за один и тот же "лакомый" объект будут бороться и по три оператора. Это если не считать пиратских подключений.
    Развитию рынка в этом году в определенном смысле мешает правовой вакуум: с февраля в связи с административной реформой приостановлено лицензирование деятельности. До сих пор операторы не могут получить или переоформить лицензию, не утвержден перечень лицензируемых услуг. В результате активизировались "подпольные кабельщики", крадущие контент телеканалов и сбивающие цены на услугу. По некоторым данным, пиратское ТВ поставляют не менее сотни частных предпринимателей и фирмочек, скрывающихся за формулировкой "обслуживание коллективной антенны". "Таким, - говорит Юрий Осипов, - сегодня наиболее комфортно, им ничего не стоит предложить пенсионерам 50%-ную скидку на объемный пакет телеканалов".
    Российский телезритель - существо неблагодарное, он смотрит ТВ примерно 4,5 часа в сутки, но за удовольствие платит по минимуму. Развитию коммерческого ТВ, уверены сами операторы, мешает не столько отсутствие "длинных" денег, сколько отсутствие потребности у горожан платить за качественный просмотр и дополнительный пакет спутниковых телеканалов. "Уровень платежеспособности играет роль, - говорит главный инженер компании "Телевизионные интегрированные кабельные сети" (более 10 тыс. абонентов в Московском районе) Алексей Холмецский. - Но большинство горожан просто удовлетворены тем, что могут посмотреть 16-17 каналов эфирного телевидения (фактически бесплатного). Если бы их было, как за рубежом, только пять или семь, то подключение абонентов шло бы намного успешнее". Впрочем, менталитет телезрителя постепенно меняется. По словам Артема Яковлева, в его компании в этом году особенно заметен прирост подключений абонентов к коммерческим пакетам - на 40%. Неофиты причину своего решения объясняют просто: "на обычных каналах нечего смотреть и реклама достала".

Ценник

    Расходы
    По оценкам специалистов холдинга "ТелКо групп", строительство кабельной сети на 50-60 тыс. абонентов в среднем обходится до $2 млн. Подвод к абоненту - в среднем $30, прокладка метра кабеля - $2, стоимость усилителя - $350, оборудование узла - примерно $30 тыс.
    Доходы
    Подключение абонента к кабельному телевидению обходится в среднем от $10 (в зоне охвата) до $200 (с прокладкой кабеля). Абонентская плата в зависимости от пакета телеканалов (эфирных и спутниковых) - от $3-10 в месяц, доступ в Интернет - около $20-25.

Планы и реалии

    В начале 2002 года "ТКТ" предложила план развития кабельного телевидения и создания единой телевизионной вещательной сети в Петербурге. Модернизация сетей была рассчитана на три года: строительство систем качественного приема ТВ (18 каналов) во всех районах города с созданием транспортной волоконно-оптической сети.
    Спустя два года: Первоначально стоимость проекта оценивалось в $50 млн., через год сумма сократилась до $12 млн. Отказались от создания полномасштабной городской сети. До прихода "НКС" в качестве нового акционера работы по модернизации велись вяло. Основной деятельностью компании стал сбор абонентской платы с населения города за использование антенн. По словам гендиректора "ТКТ" Виктора Пинчука, пришедшего из "НКС", с начала года ежемесячно на строительно-монтажные работы выделяется около полумиллиона долларов и строится более 30 тысяч абонентских отводов. За это время перестроено 200 тыс. абонентов. С 1 ноября ТКТ представляет абонентам пакет телеканалов в цифровом формате под брендом "Твое ТВ" (20 спутниковых каналов, стоимость подключения - от 2,2 тыс. руб., абонентская плата - 290 руб. в месяц).

Рост числа абонентов кабельного ТВ в Петербурге
1.01.2002 - 451,8 тыс.
1.01.2003 - 521,8 тыс.
1.01.2004 - 750 тыс.
1.01.2005 - 970 тыс. (прогноз)
Источник: Комитет по информатизации и связи

Рост числа абоненты сотовой связи в Петербурге
Декабрь 2002 - 2,1 млн.
Декабрь 2003 - 3,5 млн.
октябрь 2004 года 5,2 млн.
Источник: AC&M Consulting

"НКС" и "ТКТ": точки соприкосновения

    "Телекомпания "Санкт-Петербургское кабельное телевидение" была создана в конце 2001 года на базе одноименного ГУПа и получила почти все принадлежавшие городу кабельные сети и базу абонентов (около 1,1 млн.). Вторым акционером (с долей в 66%) стала фирма "Радиотехнологии", учрежденная в оффшоре специально под этот проект (ее контролировал Юрий Рыдник, глава "БалтОнэксимБанка"). В конце 2003 года новым акционером "ТКТ" стал "Национальные кабельные сети", выкупившие в два захода пакет акций "Радиотехнологий".
    Московская компания "Национальные кабельные сети" создана в основном частными лицами в 2000 году. Полное название: ЗАО "НКС-Инвест". Учреждена через оффшор Romital (Кипр). Помимо Петербурга, сети "НКС" обслуживают свыше 260 тыс. абонентов в Екатеринбурге, Москве и Подмосковье, Новосибирске и Кургане. В октябре фонд Delta Private Equity Partners объявил о приобретении за $5 млн. 25% акций "НКС"

Юлия МИХЕЕВА