Этюд о Кировском - Путиловском заводе

    "Санкт-Петербургский чугунно-литейный завод был основан по указу императора Павла I в начале 1801 года в результате перебазирования на новое место части Кронштадтского литейного завода... После прихода Н.И. Путилова в 1873 году образовалось "Акционерное общество Путиловских заводов".
    С 1922 года - "Красный путиловец", так назывался до конца 1934 года, когда был переименован в Кировский машиностроительный и металлургический завод. Ныне - это Открытое Акционерное Общество "Кировский завод" - завод, способный работать в таких отраслях промышленности как энергомашиностроение, металлургия, производство оборудования для нефтегазовой отрасли и машин экологического назначения, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, производство дорожно-строительной и специального назначения техники..."
П.С. Герасимов, директор Музея истории и техники ОАО "Кировский завод"

Избранные факты из жизни завода:

- ...Первым директором литейного завода был шотландец, действительный статский советник, Ч. Гаскойн, разместивший цеха на территории собственной дачи. В начале века на заводе действовала всего одна плавильная печь и работало около 400 рабочих. Основная продукция - ядра для морского флота и артиллерии. В результате ужасного наводнения 1824 года погибло 150 человек среди работников завода и их семей. Растроганный видом разрушений Александр 1 передал для раздачи потерпевшим 10 тыс. рублей. Высочайшим указом было определено новое место расположения: верховье Невы, Нарвская застава.

- ...В первой половине 19 века завод еле-еле держался на плаву и считался малорентабельным. Спасали правительственные заказы: делались металлические конструкции для восстановительных работ Зимнего дворца и строительства Нарвских и Московских ворот. Завод переходил от одного владельца к другому, пытались произвести прокатку рельсов, но продукция не пользовалась успехом. В середине 60-х деятельность предприятия была приостановлена.

- ...В 1868 году завод из казны выкупил Н.И. Путилов, бывший морской офицер, инженер и предприниматель. Современники о нем говорили: "Путилов - один из величайших и, вместе с тем, симпатичнейших русских аферистов... Он и чугун плавил, и пушки отливал, и ядра ковал и рельсы прокатывал, строил железные дороги... - все это он делал с большим шиком и треском, бросая много денег направо и налево, не разбирая кому..." Новый директор запустил производство за восемь дней. Прокатка рельсов со стальной головкой, более прочных и дешевых, чем английские и бельгийские, сделала знаменитым завод Путилова на всю Россию.

- ...В начале 70-х годов на Путиловском заводе введена плавка стали новым способом Мартена. Выпуск каждого миллиона пудов рельсов отмечался хлебосольным праздником. Наряду с металлургией осваивалось и механическое производство, начали выпускать товарные вагоны.

- ...В 90-е годы вновь активизировалось производство, направленное на выполнение военных заказов: стали делать башенные установки броненосцев, спускали на воду миноносцы, была построена лафетно-снарядная мастерская.

- ...Конец 19 века - расцвет строительства железных дорог в России. В 1894 году на заводе был выпущен первый паровоз. Развивали производство вагонов конной городской ж/д (конки), а затем выпускали первые трамвайные вагоны.

- ...Путиловцы - одни из самых активных борцов за права рабочих, о них говорили: "Путиловский мастеровой на дерзость скор и на стачку легок".

- ...Трехдюймовая скоростная пушка 1902 года создала заводу всемирную славу, победив образцы таких военных фирм как "Шнейдер" и "Крупп" в конкурсе, объявленном комиссией по перевооружению артиллерии. Частное предприятие стало самым крупным поставщиком полевой артиллерии в России. В 1911 году был создан лучший эсминец начала века - эскадренный миноносец "Новик" . Здесь же выпустили и первую в мире зенитную пушку системы Ф.Ф. Лендера в 1914 году.

- ...Если в конце 19 века на заводе работало 12 тысяч рабочих, а к началу I Мировой войны трудилось свыше 30 тысяч человек, то после революций и Гражданской войны численность рабочих не превышала 2 тысяч человек, а загрузка предприятия составляла 5% от 1913 года.

- ...На основе американского трактора "Фордзон" в середине 20-х был запущен в массовое производство первый в СССР трактор "Фордзон-Путиловец" . В 70-80-е годы Кировский завод выпускал в год до 25 тысяч тракторов различных моделей и модификаций.

- ...Именно на Кировском заводе были созданы под руководством конструктора Ж.Я. Котина самые мощные во время II Мировой войны тяжелые танки "КВ-1" , "КВ-2" , "ИС-2" , самоходная установка "ИСУ-152" и другие.

- ...После освобождения Ленинграда первым успехом кировцев можно считать выпуск гусеничного трактора для трелевки леса КТ-12 и вездехода "Пингвин" для арктических станций.

- ...В 50-е годы удалось разработать конструкцию промышленной газовой центрифуги для разделения изотопов урана. В те же годы начато производство главных турбозубчатых агрегатов для кораблей Военно-Морского флота (особенно для подводных атомных лодок) и для судов гражданского флота. Кировцы обеспечивали турбогенераторами весь атомный ледокольный флот страны. Кстати, турбины атомледокола "Ленин" , хотя корабль уже стоит на приколе в Мурманске, до сих пор вырабатывают энергию, обеспечивая теплом часть районов города.

- ...Одним из самых работоспособных долгожителей, когда-либо построенных на Кировском-Путиловском заводе, можно считать стотонный плавучий кран (1907г.), который и в конце века обслуживает судостроительные заводы города.

- ...Сегодня металлургическая база ОАО "Кировский завод" изготавливает и поставляет прокат стали для всего Северо-Западного региона России.

В память о замечательном человеке...

    Николай Иванович Путилов был человеком азартным. И, раз уж решил построить Морской коммерческий порт, то положил на осуществление сего замысла все свои силы и средства. Уверен был: "Если Петр прорубил окно в Европу, то мой порт откроет в нее дверь" . Часто Путилову нечем было платить своим рабочим, так как все средства шли на строительство порта. "Выругайте, братцы, как я выругал вас, потерпите" , - просил он мастеровых, и те терпели, потому что уважали своего хозяина за честность и внимание к их нуждам. Но даже это не спасло Николая Ивановича от банкротства. В апреле 1880 года знаменитый промышленник скончался, оставив несколько миллионов рублей долга. Похороны собрали множество народа. Более двадцати километров рабочие несли его гроб на носилках на остров Гладкий, к берегу Екатерингофки, откуда открывался вид на построенный им завод, верфь, где его и погребли.
    А в 1907 году прах Николая Ивановича и его жены перенесли в Церковь св. Николая Чудотворца, воздвигнутой напротив завода. В советское время церковь использовалась не по назначению. А что стало с могилой Путилова? Точно неизвестно. Говорят, в 1951 году случайно обнаружились гробы под литой чугунной плитой, косточки были собраны в урну и увезены куда-то, а гробы сожжены...
    Путилов руководил заводом всего 12 лет, но и сейчас работающие здесь, сказав: "Мы - кировцы" , - добавляют, - "но и путиловцы!"
Юлия МИХЕЕВА