Странные игры железных людей
И не заржавеют в ножнах скрытые клинки

Дон Кихот Ламанческий полюбил бы Выборг всем сердцем. Выборгский замок седьмой год подряд собирает под своими стенами любителей реконструкции Средневековья. Каждое лето на военно-исторический фестиваль приезжают со всей России люди разных профессий и возрастов. Их объединяет желание создавать доспехи и костюмы XI-XVI веков. Ну, и конечно, самозабвенно подраться на затупленных мечах.

    В минувшие выходные пассажиры электричек ошарашено глядели, как парни в кольчугах, с луками наперевес, тащат рюкзаки и гитары, направляясь явно не на дачу.

Ой, Вань, смотри какие попугайчики!..

    Стены замка облеплены разноцветными палатками образца конца ХХ века. Гудят волынки и бубны. Дымятся костерки, и викинги пьют чай. Лагерь разбит на пять дней и уже во всю идет торговля украшениями и оружием, вернее, его муляжами. Цены в разнобой. Мелкие безделушки и кошельки - примерно 50-100 рублей. Обувка, фляжки не меньше пятисот рублей. Но любопытные вещи - от ста долларов и выше. "Торг уместен, - кивает головой мастер топориков, - да только никто еще не сумел поторговаться".
    Добирались реконструкторы до места назначения по-разному: на автобусах и поездах. Иногда даже автостопом, как приезжают ребята из Барнаула. Крутые тачки тормозят только так, когда на трассу выходит облаченный в доспехи воин и поднимает палец вверх.
    На фестивале почти равное количество участников представляют костюмы как славян, так и представителей западного воинства. Настоящих знатоков реконструкции можно сразу вычислить. Они отчитывают босоногих псевдорусичей: "Ну не было, не было в одиннадцатом веке рубах из хлопка - был лен, шерсть, конопля, а хлопок больша-а-я редкость..." Еще чуток недолюбливают всегда многочисленных шотландцев в кильтах, чьи так привычные нам по фильму "Храброе сердце" наряды появились лишь в семнадцатом веке. На фестивале считается удачей, если половина участников будет похожа на людей, естественно, средневековых.

Иду на вы!..

    Бой на мечах и щитах по силу не каждому. "Подождите Мутанта, сейчас он всех раздавит! - кричит юнец в зеленом камзоле. В публике оживление. Поединок идет за поединком, а Мутанта все нет. Но и без него весело: разгоряченные бойцы, яростно наскакивая друг на друга, рубятся не столь умело, зато во всю удаль. Кто больше пропустил ударов (до десяти), тот и проиграл. Всех рассмешил один татарин: на его шлеме после первых же ударов съехал на бок шишак. Татарин стал похож на Железного дровосека, особенно после того, как дважды потеряв равновесие, свалился на спину.
    В сражениях разрешено принимать участие только совершеннолетним. Биться "взаправду", когда на тебе железа килограмм двадцать, да под ним стеганка - семь потов сойдет. На турнире в субботу у одного рыцаря случился тепловой удар. Пока все рубились в последнем сражение на Аннинских флешах, его приводил в чувства врач. Еще один медик замазывал ссадины на лице другого бойца.
    Руководитель федерации исторического фехтования России Олег Калеткин, хитро усмехаясь в усы, уверял меня: "Колющие удары у нас запрещены. Поверьте, за семь лет, что я провожу турниры ни одной серьезной травмы не было. Все говорят, у вас опасно - у нас вообще безопасно!" Турниры по историческому фехтованию проходят по всей России. Сильные центры в Северо-Двинске, Москве, Петербурге, Туле, Саратове, Пензе, Казани и Ульяновске. Но подобные соревнования, где показывают мастерство тренированные бойцы-спортсмены, все же не фестиваль. Здесь любой, достигший призывного возраста, может отвести душу и вдоволь помахать мечом. Впрочем, в большинстве случаев пострадавшие сами виноваты в своих царапинах, ушибах, растяжениях и даже переломах. Одному такому бедолаге в прошлом году краем шлема покромсало брови - забыл его застегнуть да еще подшлемник не натянул.
    Участники турниров по историческому фехтованию и реконструкторы - люди, сдвинутые, каждый на своем пунктике. Если одним подавай мастерство боя, то другим мало дать противнику по башке, надо дать еще правильной вещью и по правильному шлему.
    "Мой приезд в Выборг никак не связан с каким-то психологическим давлением, - делится один из участников фестиваля Клим Жуков (клуб "Княжеская дружина").- Это просто главное мероприятие в году. Сюда приезжают все друзья. И потом, здесь происходят всегда самые массовые и интересные сражения. Кроме того лично для меня, как аспиранта института истории материальной культуры РАН, это профессиональное поле деятельности. Таким образом проверяются на практике многие теоретические выкладки. А что касается физики доспехов, мы вообще ходячая энциклопедия. Академические ученые великолепно разбираются в истории оружия и археологии, но не знают ничего о том, как это работало. Я же свой доспех переделывал раза четыре, пока все срослось. И теперь мы имеем "бригантину" (по тканевой основе укреплены железные пластинки), которая на девяносто процентов соответствует реалиям XIV века. Для меня доспех как вторая кожа - настолько удобно..."
    Устроитель фестиваля - петербургский клуб "Княжеская дружина", собирающий под своими знаменами около восьмидесяти человек. В городе действует еще несколько клубов, например, викинги из "Черного ворона", но все же на берегах Невы нет того изобилия, как в Москве. Там по грубым подсчетам реконструкцией Средних веков занимаются более пятнадцать объединений, среди них один из самых старых и сильных клубов - "Ратник".

Ожившие музейные экспонаты

    Третий крестовый поход подарил истории кроме всего прочего еще и город Выборг. В 1293 году шведы основали на острове при впадении Вуоксы в залив "Святую крепость", так переводится со шведского название замка-города. Первой была построена Башня святого Олафа. Много раз перестроенный, а сейчас изрядно обветшалый замок кажется не столь внушительным. Но за прошедшие века изрядное количество воинов поломали об его ворота копья и стрелы.
    Директор музея "Выборгский замок" Светлана Абдуллина бегает вокруг рыцарей наперевес с видеокамерой и фотоаппаратом, не забывая о делах насущных. Замечает своему сотруднику: "Почему пиво не привезли, завод скоро закрывается, быстрее туда гоните!" Самые волнительные минуты - во время боев. Не дай бог, зрителя зашибут. Только этим летом благодаря оперным постановкам Мариинки замок обзавелся подмостками и специально отгороженными местами для публики. Идея пригласить в Выборг рыцарей пришла Светлане Александровне семь лет назад, когда в город заходила большая парусная регата из Финляндии. Гостей заманила рыцарским турниром. И с тех пор реконструкторы облюбовали окрестности Выборга.
    Музей-замок - единственный в России. Его постоянные обитатели, научные сотрудники и смотрители, после развала Советского союза не сдались на произвол судьбе. Что не неделя, так у башни святого Олафа представления, фестивали, спектакли. Чиновники от культуры ворчат: "Ваша задача - академическая лекция, экскурсия с указкой..." Но директор музея стоит на своем. "Я же вижу глаза публики, - энергично говорит Абдуллина, - и понимаю, как можно преподнести тот же исторический материал через театр, ожившую картинку".
    В первые годы вся программа рыцарского фестиваля укладывалась в один день. Но однажды в кабинет директора, лязгая доспехами, пришел боярин Петр (руководитель клуба "Княжеская дружина" Петр Александрович Васин) и поставил ультиматум: "Нас здесь 150 человек и мы решились остаться". На дворе ночь, дождь собирается. Пришлось Светлане Абдуллиной звонить самому командиру корпуса. Буквально через сорок минут всех доблестных рыцарей привели в казарму с видом на море, выделили каждому по койке и даже тапочки. "Вот тут я поняла, что военные нас уважают, - засмеялась директор. - И как после такого приема проводить фестиваль в один день. На этот раз некоторые голубчики еще со вторника обосновались. Иду с работы часов в одиннадцать вечера, смотрю: что-то у меня торчит в липах, а там шатер - и даже не доложили о прибытии".

Учитесь шить, сэр рыцарь...

    На нынешнем фестивале чаще всех фотографировали двух рыцарей. "Смотри какие железные чайники пошли!" - восхищались туристы. Вильгельм фон Хельмшмидт, а по нашему Владимир Горюнов из Оренбурга, представил миланские доспехи середины XV века. Некую комичность его образу придавали очки: рыцарь в очках выглядел слишком интеллигентно. По словам Владимира, на воссоздание доспехов ему понадобилось три месяца. Его тезка Владимир Фомичев из города Радуга Владимирской области был облачен в готические германские доспехи маркграфа Бранденбургского, над реконструкцией которых трудился аж полтора года. Оригинал 1485 года хранится в Дрездене.
    Когда реконструируется конный рыцарь, то вес доспехов доходит до 35 килограмм, на крупного человека и до 45 килограмм. Пехотные доспехи более легкие - весят килограмм от десяти до двадцати. На шитье одежды XIV и XV века реконструкторы могут покупать ткани в магазинах. Никаких примесей, синтетики, лавсана. Но все равно найти совсем натуральное сложно: сейчас в нить добавляется тот же лавсан. Труднее воссоздать костюм ранних эпох. Современная ткань для одежды викингов, даже на сто процентов натуральная, не годится. В отличие от более поздних эпох, когда появились мануфактуры, фактура ткани Х века совсем иная. Необходимо ткать в ручную. Но что действительно почти невыполнимо, так это осилить реконструкцию придворной моды, особенно позднего Средневековья - заоблачно дорого.
    Опытные мастера считают, что лучше всего начинать по минимуму. Адепту движения, решившему изучать, скажем, пятнадцатый век, нужно лишь два-три комплекта нижнего белья и верхний костюм из льна, толстого хорошего хлопка и дешевого сукна. Обрезки кожи тоже стоят не дорого, главное - научиться шить.
Юлия МИХЕЕВА