Странные игры железных людей
И не заржавеют в ножнах скрытые клинки
Дон Кихот Ламанческий полюбил бы Выборг всем сердцем. Выборгский замок седьмой год подряд собирает под своими стенами любителей реконструкции Средневековья. Каждое лето на военно-исторический фестиваль приезжают со всей России люди разных профессий и возрастов. Их объединяет желание создавать доспехи и костюмы XI-XVI веков. Ну, и конечно, самозабвенно подраться на затупленных мечах.
В минувшие выходные пассажиры электричек ошарашено глядели, как парни в кольчугах, с луками наперевес, тащат рюкзаки и гитары, направляясь явно не на дачу.
Ой, Вань, смотри какие попугайчики!..
Стены замка облеплены разноцветными палатками образца конца ХХ века. Гудят волынки и бубны. Дымятся костерки, и викинги пьют чай. Лагерь разбит на пять дней и уже во всю идет торговля украшениями и оружием, вернее, его муляжами. Цены в разнобой. Мелкие безделушки и кошельки - примерно 50-100 рублей. Обувка, фляжки не меньше пятисот рублей. Но любопытные вещи - от ста долларов и выше. "Торг уместен, - кивает головой мастер топориков, - да только никто еще не сумел поторговаться".Добирались реконструкторы до места назначения по-разному: на автобусах и поездах. Иногда даже автостопом, как приезжают ребята из Барнаула. Крутые тачки тормозят только так, когда на трассу выходит облаченный в доспехи воин и поднимает палец вверх.
На фестивале почти равное количество участников представляют костюмы как славян, так и представителей западного воинства. Настоящих знатоков реконструкции можно сразу вычислить. Они отчитывают босоногих псевдорусичей: "Ну не было, не было в одиннадцатом веке рубах из хлопка - был лен, шерсть, конопля, а хлопок больша-а-я редкость..." Еще чуток недолюбливают всегда многочисленных шотландцев в кильтах, чьи так привычные нам по фильму "Храброе сердце" наряды появились лишь в семнадцатом веке. На фестивале считается удачей, если половина участников будет похожа на людей, естественно, средневековых.
Иду на вы!..
Бой на мечах и щитах по силу не каждому. "Подождите Мутанта, сейчас он всех раздавит! - кричит юнец в зеленом камзоле. В публике оживление. Поединок идет за поединком, а Мутанта все нет. Но и без него весело: разгоряченные бойцы, яростно наскакивая друг на друга, рубятся не столь умело, зато во всю удаль. Кто больше пропустил ударов (до десяти), тот и проиграл. Всех рассмешил один татарин: на его шлеме после первых же ударов съехал на бок шишак. Татарин стал похож на Железного дровосека, особенно после того, как дважды потеряв равновесие, свалился на спину.В сражениях разрешено принимать участие только совершеннолетним. Биться "взаправду", когда на тебе железа килограмм двадцать, да под ним стеганка - семь потов сойдет. На турнире в субботу у одного рыцаря случился тепловой удар. Пока все рубились в последнем сражение на Аннинских флешах, его приводил в чувства врач. Еще один медик замазывал ссадины на лице другого бойца.
Руководитель федерации исторического фехтования России Олег Калеткин, хитро усмехаясь в усы, уверял меня: "Колющие удары у нас запрещены. Поверьте, за семь лет, что я провожу турниры ни одной серьезной травмы не было. Все говорят, у вас опасно - у нас вообще безопасно!" Турниры по историческому фехтованию проходят по всей России. Сильные центры в Северо-Двинске, Москве, Петербурге, Туле, Саратове, Пензе, Казани и Ульяновске. Но подобные соревнования, где показывают мастерство тренированные бойцы-спортсмены, все же не фестиваль. Здесь любой, достигший призывного возраста, может отвести душу и вдоволь помахать мечом. Впрочем, в большинстве случаев пострадавшие сами виноваты в своих царапинах, ушибах, растяжениях и даже переломах. Одному такому бедолаге в прошлом году краем шлема покромсало брови - забыл его застегнуть да еще подшлемник не натянул.
Участники турниров по историческому фехтованию и реконструкторы - люди, сдвинутые, каждый на своем пунктике. Если одним подавай мастерство боя, то другим мало дать противнику по башке, надо дать еще правильной вещью и по правильному шлему.
"Мой приезд в Выборг никак не связан с каким-то психологическим давлением, - делится один из участников фестиваля Клим Жуков (клуб "Княжеская дружина").- Это просто главное мероприятие в году. Сюда приезжают все друзья. И потом, здесь происходят всегда самые массовые и интересные сражения. Кроме того лично для меня, как аспиранта института истории материальной культуры РАН, это профессиональное поле деятельности. Таким образом проверяются на практике многие теоретические выкладки. А что касается физики доспехов, мы вообще ходячая энциклопедия. Академические ученые великолепно разбираются в истории оружия и археологии, но не знают ничего о том, как это работало. Я же свой доспех переделывал раза четыре, пока все срослось. И теперь мы имеем "бригантину" (по тканевой основе укреплены железные пластинки), которая на девяносто процентов соответствует реалиям XIV века. Для меня доспех как вторая кожа - настолько удобно..."
Устроитель фестиваля - петербургский клуб "Княжеская дружина", собирающий под своими знаменами около восьмидесяти человек. В городе действует еще несколько клубов, например, викинги из "Черного ворона", но все же на берегах Невы нет того изобилия, как в Москве. Там по грубым подсчетам реконструкцией Средних веков занимаются более пятнадцать объединений, среди них один из самых старых и сильных клубов - "Ратник".
Ожившие музейные экспонаты
Третий крестовый поход подарил истории кроме всего прочего еще и город Выборг. В 1293 году шведы основали на острове при впадении Вуоксы в залив "Святую крепость", так переводится со шведского название замка-города. Первой была построена Башня святого Олафа. Много раз перестроенный, а сейчас изрядно обветшалый замок кажется не столь внушительным. Но за прошедшие века изрядное количество воинов поломали об его ворота копья и стрелы.Директор музея "Выборгский замок" Светлана Абдуллина бегает вокруг рыцарей наперевес с видеокамерой и фотоаппаратом, не забывая о делах насущных. Замечает своему сотруднику: "Почему пиво не привезли, завод скоро закрывается, быстрее туда гоните!" Самые волнительные минуты - во время боев. Не дай бог, зрителя зашибут. Только этим летом благодаря оперным постановкам Мариинки замок обзавелся подмостками и специально отгороженными местами для публики. Идея пригласить в Выборг рыцарей пришла Светлане Александровне семь лет назад, когда в город заходила большая парусная регата из Финляндии. Гостей заманила рыцарским турниром. И с тех пор реконструкторы облюбовали окрестности Выборга.
Музей-замок - единственный в России. Его постоянные обитатели, научные сотрудники и смотрители, после развала Советского союза не сдались на произвол судьбе. Что не неделя, так у башни святого Олафа представления, фестивали, спектакли. Чиновники от культуры ворчат: "Ваша задача - академическая лекция, экскурсия с указкой..." Но директор музея стоит на своем. "Я же вижу глаза публики, - энергично говорит Абдуллина, - и понимаю, как можно преподнести тот же исторический материал через театр, ожившую картинку".
В первые годы вся программа рыцарского фестиваля укладывалась в один день. Но однажды в кабинет директора, лязгая доспехами, пришел боярин Петр (руководитель клуба "Княжеская дружина" Петр Александрович Васин) и поставил ультиматум: "Нас здесь 150 человек и мы решились остаться". На дворе ночь, дождь собирается. Пришлось Светлане Абдуллиной звонить самому командиру корпуса. Буквально через сорок минут всех доблестных рыцарей привели в казарму с видом на море, выделили каждому по койке и даже тапочки. "Вот тут я поняла, что военные нас уважают, - засмеялась директор. - И как после такого приема проводить фестиваль в один день. На этот раз некоторые голубчики еще со вторника обосновались. Иду с работы часов в одиннадцать вечера, смотрю: что-то у меня торчит в липах, а там шатер - и даже не доложили о прибытии".
Учитесь шить, сэр рыцарь...
На нынешнем фестивале чаще всех фотографировали двух рыцарей. "Смотри какие железные чайники пошли!" - восхищались туристы. Вильгельм фон Хельмшмидт, а по нашему Владимир Горюнов из Оренбурга, представил миланские доспехи середины XV века. Некую комичность его образу придавали очки: рыцарь в очках выглядел слишком интеллигентно. По словам Владимира, на воссоздание доспехов ему понадобилось три месяца. Его тезка Владимир Фомичев из города Радуга Владимирской области был облачен в готические германские доспехи маркграфа Бранденбургского, над реконструкцией которых трудился аж полтора года. Оригинал 1485 года хранится в Дрездене.Когда реконструируется конный рыцарь, то вес доспехов доходит до 35 килограмм, на крупного человека и до 45 килограмм. Пехотные доспехи более легкие - весят килограмм от десяти до двадцати. На шитье одежды XIV и XV века реконструкторы могут покупать ткани в магазинах. Никаких примесей, синтетики, лавсана. Но все равно найти совсем натуральное сложно: сейчас в нить добавляется тот же лавсан. Труднее воссоздать костюм ранних эпох. Современная ткань для одежды викингов, даже на сто процентов натуральная, не годится. В отличие от более поздних эпох, когда появились мануфактуры, фактура ткани Х века совсем иная. Необходимо ткать в ручную. Но что действительно почти невыполнимо, так это осилить реконструкцию придворной моды, особенно позднего Средневековья - заоблачно дорого.
Опытные мастера считают, что лучше всего начинать по минимуму. Адепту движения, решившему изучать, скажем, пятнадцатый век, нужно лишь два-три комплекта нижнего белья и верхний костюм из льна, толстого хорошего хлопка и дешевого сукна. Обрезки кожи тоже стоят не дорого, главное - научиться шить.
Юлия МИХЕЕВА